О проекте

Серебряный век русской литературы оставил бесценное рукописное наследие, значительная часть которого до сих пор не изучена. В архивах писателей представлены все этапы творчества – от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и письмах. Архивные собрания находятся в разных городах, нередко – в различных государствах. Применительно к России, крупнейшие хранилища рукописей – архивы, научные институты и библиотеки – расположены в Москве и Петербурге. Исследователь вынужден совершать командировки и изучать в читальном зале даже не оригиналы, а микрофотокопии рукописей. Решить эту проблему может создание Интернет-портала, на котором размещается вся информация об источниках, независимо от того, в каких собраниях они находятся. Цифровые архивы позволяют ученым работать с полностью идентичной подлиннику электронной копией рукописи, не выходя из своего кабинета, познакомиться с особенностями почерка, нажимом пера, последовательностью и непоследовательностью записей, всем тем, что называется «живой текст». 

Этот подход реализован в совместном проекте Российского государственного архива литературы и искусства и Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Впервые для создания электронного архива объединили усилия академический институт и крупнейшее в мире хранилище документального наследия русской литературы XIX–ХХ вв.

В состав портала входят сайты поэтов Серебряного века – Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Андрея Белого, Иннокентия Анненского, Федора Сологуба, Александра Блока, Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Здесь находятся их рукописи, рабочие тетради, дневники, переписка, фотографии и портреты, и справочная информация об архивных материалах: описи, перечни, аннотации. Помимо цифровых архивов, на портале размещены научные труды, как ставшие классическими, так и современные. Цель нашего проекта – создать общую исследовательскую площадку для тех, кто заинтересован в изучении русской литературы XIX – ХХ вв. Портал продолжает наполняться материалами.

Выражаем глубокую благодарность сотрудникам РГАЛИ и Пушкинского Дома за предоставленные материалы и помощь в реализации проекта, и лично директору РГАЛИ Татьяне Михайловне Горяевой, автору идеи электронного архива, открытого для исследователей.

Дорогие коллеги! Портал предназначен исключительно для научно-исследовательской работы. Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым. Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией портала или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.

Технические работы

Уважаемые коллеги,

Для предотвращения скачивания электронных копий  мы увеличиваем яркость водяных знаков. В связи с этим временно блокированы функции увеличения и поворота изображений. Приносим извинения за вызванные этим неудобства при работе с рукописями. 

Работа портала

Увжаемые коллеги!

Наш проект получил высокую экспертную оценку и по резульатам конкурса продолжен еще на два года. Мы благодарим Российский научный фонд за внимание к новым направлениям в текстологии русской литературы и будем очень рады продолжить эту работу.

В 2017 - 2018 гг. на портале будут созданы два новых сайта, сканировано и размещено более 8 000 цифровых изображений рукописей писателей Серебряного века.

Следите за новостями портала.

С Новым Годом!

Мы желаем доброго и творческого года всем, кто работал на нашем портале в Москве и Петербурге, Туле, Новгороде, Архангельске, Ярославле, Казани, Саратове и Арзамасе, Перми, Екатеринбурге, Омске и Новосибирске, Феодосии, Мариуполе, Харькове, Днепре, Тарту, Таллине, Риге и Вильнюсе, Лейдене, Эссене, Париже, Неаполе, Иерусалиме и Торонто...

Записные книжки Александра Блока

На сайте "Александр Блок" полностью опубликованы записные книжки поэта. А.А. Блок вел их более двадцати лет - с 1901 по 1921 г. Здесь ежедневные записи, рисунки, наброски стихотворений, адреса. Всего сохранилось около шестидесяти записных книжек. Все записные книжки, кроме последней, пронумерованы самим поэтом.

Страницы